“Как часто мы играем комедию, не надеясь на аплодисменты”. Станислав Ежи Лец.
В повседневном общении, обмениваясь эмоциями, стандартными репликами и мастерски играя свою, а то и чужую роль мы сами того не замечая превращаемся в актёров, или лучше сказать в игроков. И ставкой выступает благосклонность играющей и выступающей публики – их правила приняты, условия не нарушены, границы поля соблюдены.
Стартовой площадкой выступает воспитание детей. С ранних лет малыш вынужден “подыгрывать” своим родителям – «Будь хорошим мальчиком, не делай то, а делай это». Ребёнок сдерживает себя, понимая, что на определённое действие идёт негативная реакция, а если себя перебороть и войти в роль, то результат в кармане!
С возрастом структура игры становится сложнее – «Сынок, Я хочу чтобы ты был в музыкальной школе.» – «Но я не хочу туда идти!»-«Я тебе что сказал! Мать, где моя волшебная раскалённая кочерга для упрямцев?». Это конечно шутка, но суть такова, что без лицемерия в таких ситуациях беззащитном ребёнку не выжить – вот и выходит, что отучившись он никогда в жизни не прикоснётся к ненавистному фортепиано или гитаре, хотя был отличником и настоящим талантом. Однако основы положены! Бывший ребёнок плавно вливается в коллектив homo sapiens.
В лифте мы все стараемся не смотреть в глаза незнакомому человеку– в чём дело? Он что такой страшный? Или это папа с кочергой? Играем в игру – «Ку-Ку! Тебя нет рядом со мной и я тебя в упор не замечаю» Ну не принято у нас смотреть в глаза – неудобно как-то находится возле чужих, далёких от наших интересов людей, рвёшься побыстрей на волю. Кроме таких невербальных игр есть и противоположные – наши повседневные беседы. Группа подростков ругает несносных преподавателей, те в свою очередь кивают – «Да, мельчает нынче студент». Смысл – показать какой я умный – да ещё и знаю решение всех проблем –«Да они неправильно преподносят материал, это совсем не то, вот Я бы это враз объяснил!»или «В наши дни всё строже было…».Такие беседы ни к чему не приводят и завершаются обычно ничем. Вереница сплетен.
Среди разговорных игр встречаются и те, которые преследуют своей целью банальную перекачку энергии. Донорами выступают незадачливые советчики, а реципиент наслаждается цепочкой своих отказов. Уж он то не дурак – сам давно выбрал правильное для себя решение и предусмотрел все возможности принятия благоприятной для себя позиции.
Вот пример такой беседы:
ОНА «Если честно я давно мечтала научиться танцевать. Только вот у меня ничего не получится».
ОН «Почему бы тебе не попробовать ведь в этом нет ничего зазорного – сделать попытку».
ОНА «Да, но я не вполне в себе уверена. Новый коллектив меня всегда пугает».
ОН « А почему бы не сходить и посмотреть и уже потом судить о коллективе?»
ОНА «Да, но у меня времени нету на это. Учеба».
ОН «Почему бы тебе не ходить в ночную смену?»
ОНА «Да, но у меня в это время кружки».
ОН «Тогда почему бы не выбрать другие дни по которым нет кружка?»
ОНА «Да, но у меня это время полностью расписано на уроки и ложусь я рано».
ОН «Ну тогда почему бы тебе не делать их заранее, освобождая время для танцев?»
ОНА «Да, но я не способна столько зараз выучить у меня будут жуткие головные боли».
ОН «Ну а почему бы тебе самой не заняться потихоньку танцами – сейчас много пособий…».
ОНА «Да, но…».
ОН «Поздравляю, вы высосали из меня всю кровь».
Мы видим, что ситуация вышла из-под контроля, было бы проще сразу ответить на первую реплику «Да танцы очень полезны для здоровья – они делают нас стройными и развивают гибкость»Тема переведена в безопасное русло – Вуаля! Прощай головная боль.
Игры так тесно переплетаются с нашей жизнью, что даже на волосок от смерти мы продолжаем в них играть. Учёными уже давно доказано, что человек(непрофессионал) идущий на преступление всегда хочет чтобы его поймали. Груз ответственности за содеянное давит на бедолагу и он сам идёт в полицию за покаянием.
Такие авторы как Хойзинг в ранг игр включают и мрачные обряды, например пиры каннибалов. Но «главное что отличает игры от других видов человеческой деятельности – это не лживость эмоций, а то ,что их проявление подчиняется правилам»(Э. Берн). Нарушил правила – получай наказание. Игры регулирует и устанавливает само общество.
И напоследок хочу сказать, что в настоящее время есть целая плеяда авторов посвятивших своё творчество этому феномену. Наибольшего внимания заслуживает Э. Берн. В своём всемирно известном бестселлере «Игры в которые играют люди» он очень детально , с наглядными примерами описывает что такое игры, механизм их действия, современное значение, а также методы их нейтрализации.
© Алла Юнгер